Главная страница » Интересное » Эволюция переплёта

Опрос

Любите ли вы чебуреки?

 
 
 
Эволюция переплёта


Древнейшим носителем информации была вовсе не бумага, а глина и подобные ей материалы. Ещё древние шумеры за 2000 лет до нашей эры выводили на глиняных табличках свои клинописные тексты, после чего «страницы» обжигались и становились таким образом практически неподвластны времени. Переплёт как таковой глиняным книгам был не нужен. Чтобы собрать несколько табличек в единый текст, их укладывали в ящик, который снабжался глиняным же ярлыком или печатью с информацией о том, что содержится внутри.

Эволюция переплёта


Первой формой бумажных (а также папирусных, пергаментных и сделанных из дублёной кожи) носителей информации стали свитки. В отличие от глины, папирус и пергамент серьёзно портились от времени и вообще отличались хрупкостью. Складирование их в ящики проблемы не решало. Так появились свитки как наиболее простой способ сохранить текст в неприкосновенности. Отсутствие складок в результате скручивания позволяло избежать истирания по линиям сгибов. В качестве «переплётов» свиткам служили цилиндрические футляры — деревянные, металлические, кожаные. Свитки, которые нужно было объединить, укладывались в один футляр, либо их футляры располагались по соседству в хранилище.

Книги, сделанные по принципу скрепления страниц, появились в районе III-II вв. до н.э. в Римской республике. Воловьими жилами скрепляли, например, восковые таблички для обучающихся грамоте, а порой и бумажные листы. Впрочем, эта методика встречалась в те времена эпизодически, а понятия «переплёт» толком не существовало: для защиты от окружающей среды книги по-прежнему укладывались в футляры и ящики.

Эволюция переплёта


Вплоть до X-XI века искусство переплёта топталось на месте — и в Европе, и на Востоке. Эпизодическое использование прошивки не способствовало развитию переплётного дела. Впрочем, первые переплёты, подобные современным, уже появились — в основном на религиозных книгах (как на Библии, так и на Коране). Обложками служили две деревянные дощечки, украшенные резьбой и раскрашенные вручную. Использовалась также инкрустация драгоценными камнями, слоновой костью, минералами. Таблички скреплялись между собой кожаными ремешками, а сама рукописная книга к переплёту обычно не прикреплялась вовсе — то есть он попрежнему служил аналогом шумерского ящика.

Эволюция переплёта


Позволим себе перескочить через несколько столетий. Вплоть до XV века переплёты не были массовым явлением и тем более не являлись искусством. Множество рукописей хранилось как попало, никакой системы стилей в переплётном деле не было. Но в XV веке зарождается книгопечатание и книга становится массовым явлением. Книги значительно падают в цене, монастырские переписчики теряют работу, а переплётное дело расцветает. Связано это с тем, что богатые люди начинают более или менее массово покупать книги, собирать библиотеки — и заказывать для каждого издания уникальный переплёт.

Эволюция переплёта


В Европе основой для переплёта по-прежнему служит дерево. Но теперь его обтягивают отделочным материалом. Наибольшей популярностью служит телячья кожа, поскольку она позволяет украшать книгу практически как угодно. Самый распространённый метод — блинтовое (слепое) тиснение, то есть тиснёный нераскрашенный узор. В общем и целом переплётчики работают кто во что горазд, следуя требованиям заказчика. В XVI веке формируются стили переплётов, организовываются переплётные цеха и гильдии.

Вскоре с Востока приходит новая методика — использование в качестве основы не дерева, а картона. Ввиду его невысокой массы и толщины такой способ оказывается значительно удобнее как для переплётчиков (проще заворачивать внутренние края кожи под переплёт), так и для покупателей книг. Дерево используется только в церковных книгах и для редких работ по желанию заказчика. Начинается переплётный бум.

Эволюция переплёта


С XVI по XVIII век формируются все основные стили переплётов — восточный, готический, арабский, персидский, Альдов, Жоффруа Тори, Генриха II, а ля фанфар, ле гаскон, Гролье и так далее. Многие стили получают название в честь своих изобретателей. Кстати, разрабатывали новые стили чаще всего не члены цехов, а энтузиастылюбители, не ограниченные цеховыми законами. Например, великий французский переплётчик Жан Гролье изобрёл штемпели с внутренней штриховкой (ранее тиснение осуществляли только сплошными штемпелями) и создал несколько стилей, главный из которых получил в итоге его имя. За статус «переплётного центра» некоторое время «спорят» Италия, Германия и Франция, но в итоге французы побеждают. К XVI веку Париж становится законодателем переплётных мод и стилей. В XVI-XVII веке каждый уважающий себя дворянин имеет огромную библиотеку и личного переплётчика, разрабатывающего единый стиль для всей коллекции. К примеру, прославленный придворный переплётчик Генриха II Николя Эв создал для короля стиль а ля фанфар с узорами из пальмовых и лавровых листьев. Стоит отметить, что большинство названий стили получили гораздо позже, в XIX веке, когда была произведена их классификация.

Золотое тиснение

Золотое тиснение пришло в Европу с востока: его завёз и начал использовать венецианский книготорговец Альдус Минутиус в конце XV века. Именно в его честь и получил название стиль Альдов, ставший одним из наиболее распространённых в переплётном деле XVI-XVII столетий.


С конца XVIII века искусство украшения переплёта приходит в упадок, разве что появились оригинальные кружевные узоры по краям. В XIX веке новых стилей и элементов переплётов не возникало, а к началу XX столетия большинство книг уже переплетались в стандартные переплёты прямо в типографии. Снова вернулось примитивное блинтовое тиснение, которое было легко осуществить машинным способом. Основной задачей переплёта стало не украшение книжной полки, а информация о том, что за книга содержится внутри.

Сегодня переплёт — явление массовое, «типографское». Высочайшее развитие технологий позволяет получить переплёт любой сложности, использовать любое количество цветов. Но существуют и элитные переплётные мастерские, где книгу по-прежнему можно переплести в кожу с богатой инкрустацией перламутром, костью и драгоценными камнями — вот только стоить это будет очень дорого.

Эволюция переплёта
+41
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
#1
02-06-2013 12:25
 
358
 
2 169
 
Журналюги
-2
хипсторский пост awe2
__________________________________________
S.O.A.D.

#2
 
Day
02-06-2013 12:27
 
478
 
433
 
Журналюги
+15
Скоро, походу дела будет актуален только какой-то электронный переплёт.

Хорош пост, спасибо, много нового узнал. Почти много 5
__________________________________________
Кто духом нищ и волей слаб,
Всегда тот будет чей-то раб.
Раб привычек и страстей
Найдет себе рабов-друзей.

#3
 
slewnut
02-06-2013 12:41
 
2
 
563
 
Старожилы S.F.W.
0
У меня все книги в таком переплёте
__________________________________________
подозреваюсь в подозрительности

#4
02-06-2013 12:45
 
1 034
 
10 904
 
Журналюги
+6
Цитата: slewnut
У меня все книги в таком переплёте

сожалею recourse
__________________________________________


#5
 
anbelk
02-06-2013 12:46
 
2 655
 
6 580
 
Администрация
0
slewnut,
Нашёл, чем гордиться
__________________________________________

#6
 
sergsum
02-06-2013 12:52
 
860
 
7 658
 
Журналюги
0
Цитата: S.O.A.D.
хипсторский пост

Ему сегодня можно - кроме сиськи его сегодня ничего не интересует. awe2
__________________________________________
Нееее... с головой я не дружу...скучно с ней! А вот с жопой - весело! Та еще затейница!



....ɐwʎ ɔ vǝmоɔ dиw
¡ иɯʎdʞ ин ʞɐʞ 'ɐнɔɐdʞedu qнεиЖ

#7
02-06-2013 13:33
 
19
 
5 158
 
Старожилы S.F.W.
-2
Цитата: slewnut
У меня все книги в таком переплёте

Тоскливо. Сожалею
Кстати, ты на фанарь кинул фотку или свою модель?
Как эту хуйню руссифицировать? Прошивка и рут встали нормально, а после руссификации нука дохнет((( И Миша, все по новой(
__________________________________________

#8
02-06-2013 13:38
 
135
 
Старожилы S.F.W.
+1
Вполне могли и шумеры печатать книги на бумаге, вот только за 2 тыс. лет от бумаги ничего не осталось.
Как и после нас останутся только тарелки и чашки.

#9
 
slewnut
02-06-2013 14:01
 
2
 
563
 
Старожилы S.F.W.
0
Цитата: Alexandrus
Тоскливо. Сожалею
Кстати, ты на фанарь кинул фотку или свою модель?
Как эту хуйню руссифицировать? Прошивка и рут встали нормально, а после руссификации нука дохнет((( И Миша, все по новой(

А мне не тоскливо, я не люблю бумагу.)

Да модель эта, но я свободно владею английским и даже не пробовал русифицировать.
__________________________________________
подозреваюсь в подозрительности

#10
 
Valter
02-06-2013 14:18
 
325
 
12 275
 
Журналюги
+1
Хоть что-то полезное на нашем портале появилось..
__________________________________________
и долгая тьма закончилась...

#11
02-06-2013 15:37
 
344
 
2 867
 
Журналюги
0
Бумага все стерпит,обожаю книги в бумажномпечатном варианте,но жизнь корректирует (прогресс то бишь) 5
__________________________________________

#12
02-06-2013 16:08
 
7
 
1 439
 
Старожилы S.F.W.
0
к сожалению, для себя мало нового узнала((
__________________________________________


#13
02-06-2013 16:08
 
19
 
5 158
 
Старожилы S.F.W.
-2
slewnut,
Да с англом-то траблов нет, но русские букаффки выглядят приятнее)) Тем более официально книжка не моя)
не, ebook, конечно, изобретение очень классное, но бумаговары мне намного ближе и "теплее".
Тут, наверное, каждому свое
__________________________________________

#14
03-06-2013 00:04
 
17 164
 
Старожилы S.F.W.
0
5

#15
03-06-2013 20:45
 
19 628
 
Старожилы S.F.W.
0
бумаготовары нынче стоят крайне дорого это раз
в соседнем посте все распиналсиь про любовь к природе и тд - а бумага - представьте себе делается из срубленных деревьев - это два
взять с собой в путешествие 10 книг общим весом пару сотен грамм или 10 томов на 5 кило.... Вы когда нить платили за лишний вес в самолете например????
__________________________________________
http://www.newstarter.prom.ua
Магазин "Стартер & Генератор" - Стартеры и генераторы на любые иномарки по хорошим ценам

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
наверх