Опрос
Популярные статьи
Древнейшим носителем информации была вовсе не бумага, а глина и подобные ей материалы. Ещё древние шумеры за 2000 лет до нашей эры выводили на глиняных табличках свои клинописные тексты, после чего «страницы» обжигались и становились таким образом практически неподвластны времени. Переплёт как таковой глиняным книгам был не нужен. Чтобы собрать несколько табличек в единый текст, их укладывали в ящик, который снабжался глиняным же ярлыком или печатью с информацией о том, что содержится внутри.
Первой формой бумажных (а также папирусных, пергаментных и сделанных из дублёной кожи) носителей информации стали свитки. В отличие от глины, папирус и пергамент серьёзно портились от времени и вообще отличались хрупкостью. Складирование их в ящики проблемы не решало. Так появились свитки как наиболее простой способ сохранить текст в неприкосновенности. Отсутствие складок в результате скручивания позволяло избежать истирания по линиям сгибов. В качестве «переплётов» свиткам служили цилиндрические футляры — деревянные, металлические, кожаные. Свитки, которые нужно было объединить, укладывались в один футляр, либо их футляры располагались по соседству в хранилище.
Книги, сделанные по принципу скрепления страниц, появились в районе III-II вв. до н.э. в Римской республике. Воловьими жилами скрепляли, например, восковые таблички для обучающихся грамоте, а порой и бумажные листы. Впрочем, эта методика встречалась в те времена эпизодически, а понятия «переплёт» толком не существовало: для защиты от окружающей среды книги по-прежнему укладывались в футляры и ящики.
Вплоть до X-XI века искусство переплёта топталось на месте — и в Европе, и на Востоке. Эпизодическое использование прошивки не способствовало развитию переплётного дела. Впрочем, первые переплёты, подобные современным, уже появились — в основном на религиозных книгах (как на Библии, так и на Коране). Обложками служили две деревянные дощечки, украшенные резьбой и раскрашенные вручную. Использовалась также инкрустация драгоценными камнями, слоновой костью, минералами. Таблички скреплялись между собой кожаными ремешками, а сама рукописная книга к переплёту обычно не прикреплялась вовсе — то есть он попрежнему служил аналогом шумерского ящика.

Позволим себе перескочить через несколько столетий. Вплоть до XV века переплёты не были массовым явлением и тем более не являлись искусством. Множество рукописей хранилось как попало, никакой системы стилей в переплётном деле не было. Но в XV веке зарождается книгопечатание и книга становится массовым явлением. Книги значительно падают в цене, монастырские переписчики теряют работу, а переплётное дело расцветает. Связано это с тем, что богатые люди начинают более или менее массово покупать книги, собирать библиотеки — и заказывать для каждого издания уникальный переплёт.
В Европе основой для переплёта по-прежнему служит дерево. Но теперь его обтягивают отделочным материалом. Наибольшей популярностью служит телячья кожа, поскольку она позволяет украшать книгу практически как угодно. Самый распространённый метод — блинтовое (слепое) тиснение, то есть тиснёный нераскрашенный узор. В общем и целом переплётчики работают кто во что горазд, следуя требованиям заказчика. В XVI веке формируются стили переплётов, организовываются переплётные цеха и гильдии.
Вскоре с Востока приходит новая методика — использование в качестве основы не дерева, а картона. Ввиду его невысокой массы и толщины такой способ оказывается значительно удобнее как для переплётчиков (проще заворачивать внутренние края кожи под переплёт), так и для покупателей книг. Дерево используется только в церковных книгах и для редких работ по желанию заказчика. Начинается переплётный бум.
С XVI по XVIII век формируются все основные стили переплётов — восточный, готический, арабский, персидский, Альдов, Жоффруа Тори, Генриха II, а ля фанфар, ле гаскон, Гролье и так далее. Многие стили получают название в честь своих изобретателей. Кстати, разрабатывали новые стили чаще всего не члены цехов, а энтузиастылюбители, не ограниченные цеховыми законами. Например, великий французский переплётчик Жан Гролье изобрёл штемпели с внутренней штриховкой (ранее тиснение осуществляли только сплошными штемпелями) и создал несколько стилей, главный из которых получил в итоге его имя. За статус «переплётного центра» некоторое время «спорят» Италия, Германия и Франция, но в итоге французы побеждают. К XVI веку Париж становится законодателем переплётных мод и стилей. В XVI-XVII веке каждый уважающий себя дворянин имеет огромную библиотеку и личного переплётчика, разрабатывающего единый стиль для всей коллекции. К примеру, прославленный придворный переплётчик Генриха II Николя Эв создал для короля стиль а ля фанфар с узорами из пальмовых и лавровых листьев. Стоит отметить, что большинство названий стили получили гораздо позже, в XIX веке, когда была произведена их классификация.
С конца XVIII века искусство украшения переплёта приходит в упадок, разве что появились оригинальные кружевные узоры по краям. В XIX веке новых стилей и элементов переплётов не возникало, а к началу XX столетия большинство книг уже переплетались в стандартные переплёты прямо в типографии. Снова вернулось примитивное блинтовое тиснение, которое было легко осуществить машинным способом. Основной задачей переплёта стало не украшение книжной полки, а информация о том, что за книга содержится внутри.
Сегодня переплёт — явление массовое, «типографское». Высочайшее развитие технологий позволяет получить переплёт любой сложности, использовать любое количество цветов. Но существуют и элитные переплётные мастерские, где книгу по-прежнему можно переплести в кожу с богатой инкрустацией перламутром, костью и драгоценными камнями — вот только стоить это будет очень дорого.

Похожие новости:
История вилки История карточных игр В античной коммуналке Деньги деревянные Самодельные мини-книги
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.