Опрос
Популярные статьи
Введение
Не столь давно графическому подразделению Advanced Micro Devices после долгого отставания удалось перехватить у Nvidia пальму технологического первенства, выпустив ATI Radeon HD 3870 X2. Объединив два графических ядра RV670 на одной плате, компания создала быстрый одиночный видеоадаптер, превосходящий по производительности лучшие одночиповые решения конкурента – Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB и GeForce 8800 GTX, пусть и не во всех случаях. В нашем исследовании мы отметили, что новинка стоимостью $449 обладает большим потенциалом, который ещё предстоит раскрыть, и при должном усердии со стороны программистов ATI она через некоторое время может стать лучшим выбором для требовательного игрока.
Однако стать истинным королём 3D ATI Radeon HD 3870 X2 было так и не суждено. Царствование продлилось недолго, ровно до анонса аналогичной двухпроцессорной графической карты Nvidia – GeForce 9800 GX2. Да, она точно так же не стала абсолютным чемпионом из-за имманентно присущих гомогенной мультипроцессорной архитектуре недостатков, но там, где технология SLI работала, новое оружие Nvidia не оставляло ATI Radeon HD 3870 X2 никаких шансов просто в силу превосходства G92 над RV670. Точно так же одиночный Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB опережает ATI Radeon HD 3870. Особой беды в этом нет, так как эти решения относятся к разным ценовым категориям – Nvidia GeForce 9800 GX2 стоит ступенькой выше и закономерно имеет более высокую производительность. Как следствие, её анонс вновь ставит AMD в неприятное положение догоняющего, а именно в таком положении компания пребывала в течение очень длительного периода, вплоть до выпуска ATI Radeon HD 3870 X2. Кроме того, такая ситуация существенно ограничивает выбор покупателя, интересующегося графическими системами класса high-end и готового платить за нужный ему уровень производительности более $599/$649.
Однако, как мы знаем, технология ATI CrossFireX допускает создание асимметричных трёхпроцессорных систем вида ATI Radeon HD 3870 X2 + ATI Radeon HD 3870. Для сравнения, текущая реализация Nvidia SLI поддерживает только симметричные конфигурации, в том числе, состоящие из трёх одинаковых графических карт. Таким образом, у приверженцев графических карт ATI есть способ поспорить с владельцами Nvidia GeForce 9800 GX2: в дополнение к уже имеющемуся ATI Radeon HD 3870 X2 приобрести одиночный ATI Radeon HD 3870 и задействовать режим 3-way ATI CrossFireX. При общей стоимости такой системы в районе в районе $640 ($449 + $189) она как раз и является прямым конкурентом одиночному Nvidia GeForce 9800 GX2, чья цена колеблется в пределах $599-$649. Разумеется, потребуется соответствующая системная плата, оснащённая двумя слотами PCIe x16 и поддерживающая технологию CrossFire, но в настоящее время приобретение такой платы не является проблемой. Нужными возможностями обладают многие, в том числе, и сравнительно недорогие платы на базе чипсетов Intel и AMD.
В сегодняшнем обзоре мы собираемся выяснить, насколько хорошо система ATI 3-way CrossFireX покажет себя в соперничестве с Nvidia GeForce 9800 GX2. В качестве последнего выступит Zotac GeForce 9800 GX2.
Zotac: новое имя от старых знакомых
Zotac – совершенно новые имя на рынке потребительского аппаратного обеспечения и абсолютное большинство пользователей едва ли могут что-либо сказать как о самой компании, так и её репутации (которую еще предстоит построить).
Несмотря на полностью неизвестное имя, за спиной Zotac стоит холдинг PC Partner Group, известный многим по материнским платам, а также по своему участию в компании Sapphire Technologies, одному из крупнейших поставщиков графических карт на базе графических процессоров ATI Radeon. По сути, под брэндом Zotac холдинг PC Partner продвигает на рынок графические карты и системные платы на базе разработок Nvidia.
Компания Zotac International (MCO) Limited была образована в 2006 году, а первые продукты выпустила в марте 2007 года. Поскольку изначально ассортимент компании не был широким, новичку не получилось получить много внимания от прессы. Однако, за год компания расширила список предложений и теперь предлагает даже две эксклюзивные линейки графических карт: AMP! с повышенными относительно рекомендаций Nvidia тактовыми частотами, а также Zone, с пассивным охлаждением. Материнские платы в ассортименте Zotac пока представлены лишь на базе эталонного дизайна, разработанного Nvidia.
На сегодняшний день холдинг PC Partner владеет 40 линиями поверхностного монтажа и насчитывает у себя в штате около 6000 работников в дополнение к 130 инженерам. Принимая во внимание серьезные производственные мощности вкупе с немалым количеством инженеров, следует ожидать достаточного агрессивного поведения Zotac на рынке.
Если в случае с Sapphire Technologies компания PC Partner владеет лишь долей, то в случае с Zotac, PC Partner полностью владеет компанией, а значит, весьма заинтересован в её успешном развитии.
Давайте посмотрим, чем же Zotac пытается привлечь потенциального покупателя.
Zotac GeForce 9800 GX2: упаковка и комплектация
Zotal GeForce 9800 GX2 поставляется в розничную продажу, будучи упакованной в коробку стандартных габаритов и формы, которая без труда помещается в обычный пластиковый пакет. Оформление коробки выполнено в необычных, ярких жёлто-оранжево-золотистых тонах; ранее в нашей практике такого не встречалось:
Решение в чём-то спорное, но отнюдь не аляповатое, и выглядит вполне эстетично. На лицевой стороне коробки указаны основные технические характеристики видеоадаптера. Следует, однако, помнить, что надпись, сообщающая о наличии на борту карты 1 ГБ видеопамяти, верна лишь частично – поскольку GeForce 9800 GX2 имеет два графических ядра, речь идет о двух банках памяти объемом 512 МБ каждый, и в силу архитектурных особенностей 3-D приложениям доступно именно 512 МБ. Указание на низкий уровень шума, как мы уже выяснили, также не вполне соответствует действительности – под нагрузкой GeForce 9800 GX2 шумит довольно ощутимо.
Внутри тонкой обложки находится основная коробка, выполненная из плотного картона. Её внутреннее пространство заполнено вспененным полиуретаном, в котором вырезаны отсеки для видеоадаптера и сопутствующих ему принадлежностях. Таким образом, карта надёжно защищена от возможных повреждений в процессе транспортировки и складирования. Помимо неё, мы обнаружили в коробке следующий набор аксессуаров:
Два переходника DVI-I->D-Sub
Внутренний кабель S/PDIF
Кабель HDMI
Переходник 2xMolex -> 1x6-pin PCIe
Переходник 2х6-pin PCIe -> 1x8-pin PCIe
Краткое руководство по установке
CD с драйверами
DVD с игрой Lost: Via Domus
Изысканной такую комплектацию назвать нельзя, однако, в ней чувствуется забота о пользователе: производитель предусмотрел даже переходник для восьмиконтактного разъема питания, в случае, если имеющийся в распоряжении пользователя блок питания не имеет соответствующего разъема изначально. Радует также наличие в комплекте двухметрового кабеля HDMI, поскольку отдельно такой кабель может стоить до $40. Руководство пользователя выполнено на шести языках: английском, немецком, испанском, французском, русском и китайском и содержит только базовую информацию по установке карты в систему, чего, впрочем, достаточно подавляющему большинству игроков.
Помимо прочего, в комплекте присутствует полная версия игры Lost: Via Domus, в европейском регионе известной под названием Lost: The Video Game. Как нетрудно догадаться, игра создана по мотивам известного и чрезвычайно популярного одноимённого телесериала. В ней игроку уготована роль не упоминавшегося в оригинальном сериале персонажа – страдающего амнезией журналиста Элиота Маслоу, которому предстоит вспомнить прошлое и найти способ убраться с загадочного острова. Нельзя сказать, что игра обладает какой-то особенной графикой или выдающимся игровым процессом, но она достаточно качественна, а кроме того, популярность оригинального телесериала определённо играет на руку Zotac, привлекая внимание массового игрока к продукции компании.
В целом, упаковка и комплектация Zotac GeForce 9800 GX2 заслуживают высокой оценки: первая неплохо оформлена и хорошо защищает карту от повреждений, а вторая содержит всё необходимое вместе с парой приятных и небесполезных бонусов – игрой Lost: The Video Game и кабелем HDMI. К сожалению, как и ряд других производителей, Zotac не положил в комплект программного плейера для Blu-ray и HD DVD фильмов, хотя декодирование и пост-процессинг видео высокого разрешения один из «коньков» графического процессора G92 и карты Nvidia GeForce 9800 GTX.
Zotac GeForce 9800 GX2: конструкция и технические характеристики
Как мы уже выяснили, конструкция GeForce 9800 GX2 очень сложна, поэтому неудивительно, что на новый видеоадаптер распространяется запрет, касающийся его модификаций компаниями-партнёрами Nvidia. Мы не исключаем появления в будущем уникальных одноплатных версий этого видеоадаптера; в частности, на такой эксперимент вполне способна Asustek Computer, но в настоящее время все GeForce 9800 GX2, включая описываемый продукт Zotac, являются копиями эталонной карты.
В отличие от Nvidia GeForce 7950 GX2, платы GeForce 9800 GX2 ориентированы «лицом» друг к другу, что позволяет использовать единый радиатор для охлаждения обеих графических ядер. Длина плат составляет примерно 27 сантиметров, так что габариты GeForce 9800 GX2 и GeForce 8800 GTX/Ultra одинаковы. Поскольку вентилятор системы охлаждения расположен между двумя платами, в задней части каждой из них имеется фигурное отверстие для забора воздуха. Нижняя плата, оснащённая разъемом PCIe x16, помимо графического процессора и памяти несёт на себе и чип коммутатора PCI Express. Платы скреплены в единую конструкцию с помощью металлических стоек и соединены между собой двумя гибкими шлейфами.
Каждая плата оснащена собственной трёхфазной системой питания GPU, управляемой контроллером Volterra VT1165MF, а также отдельной схемой питания памяти на базе чипа Intersil ISL6269CRZ. Нижняя плата использует стандартный шестиконтактный разъем PCIe 1.0, а вот верхняя оснащена восьмиконтактным PCIe 2.0. Формально подключение к последнему шестиконтактного разъема БП приводит к тому, что карта отказывается запускаться, индицируя ошибку питания. Такая предосторожность со стороны Nvidia объясняется тем, что верхняя плата не может получать часть мощности через слот PCI Express x16, и целиком питается от внешнего разъема, а уровень энергопотребления установленных на ней элементов заведомо превышает 75 Ватт. Впрочем, если использовать прилагаемый к Zotac GeForce 9800 GX2 переходник 2х6-pin PCIe -> 1x8-pin PCIe, то при подключении шестиконтактного кабеля блока питания к одному из разъемов переходника, соединённому с двумя дополнительными контактами в восьмиконтактной секции, карта прекрасно работает. Особой опасности такой режим не представляет: разделение линии +12В на несколько отдельных линий внутри блока служит лишь для ограничения максимального тока нагрузки с целью соответствия стандартам безопасности, шлейфы с разъемами питания PCIe подключаются к линиям на общих основаниях, а шести контактов вполне достаточно для тока порядка 8А. По нашим оценкам, именно такую нагрузку создаёт верхняя плата GeForce 9800 GX2. Надо отметить, что расположены разъемы питания очень неудобно: подключенные к ним кабеля не всегда возможно отключить без помощи отвёртки, так как защёлки разъемов упираются друг в друга. Кроме того, узкие прорези в кожухе делают невозможным подключение разъемов с широкими защёлками. Неподалёку расположен разъем входа S/PDIF, прикрытый резиновой заглушкой.
Графические процессоры Zotac GeForce 9800 GX2 имеют стандартную конфигурацию, включающую 128 ALU, 32 (64) TMU и 16 ROP. Частоты, на которых они работают, полностью соответствуют официальным спецификациям – 600 МГц для основного домена и 1500 МГц для домена шейдерных процессоров. В настоящее время Nvidia не допускает даже заводской разгон GeForce 9800 GX2, вероятно, из-за жёсткого теплового пакета. На каждой из плат установлено по 8 микросхем GDDR3 Samsung K4J52324QE-BJ1A, имеющих номинальную частоту 1000 (2000) МГц, на которой память и работает. Доступный 3D-приложениям объем локальной видеопамяти составляет 512МБ, так что упоминание о 1024 МБ – всего лишь маркетинговый ход.
Конфигурация интерфейсов ничем не отличается от эталонной: на крепёжной планке присутствует два порта dual link DVI-I и один порт HDMI. Там же присутствуют два светодиода, один из которых показывает, правильно ли к карте подключено питание, а другой служит для определения ведущего порта DVI в режиме Quad SLI. Для организации последнего плата оснащена одним разъемом MIO, позволяющим объединить её с другой GeForce 9800 GX2. Как мы уже упоминали, поддержка мультимониторных конфигураций доступна только при отключении SLI.
Система охлаждения Zotac GeForce 9800 GX2 довольно проста по конструкции и представляет собой радиатор, расположенный между платами и контактирующий с кристаллами графических процессоров через специальные медные подошвы. Так как большую часть крепёжной планки оккупируют интерфейсные разъемы, значительная часть нагретого воздуха выбрасывается внутрь корпуса, для чего рёбра радиатора развёрнуты под углом, а в торце кожуха системы охлаждения имеются прорези. Небольшое отверстие на планке выполняет, скорее, декоративную роль, так как подсвечивается ярко-зелёными светодиодами. Воздушный поток, проходящий сквозь него, крайне слаб.
Система охлаждения практически бесшумна в режиме 2D, но под нагрузкой вентилятор раскручивается до значительных скоростей и уровень шума существенно повышается. По крайней мере, карту отчётливо слышно даже в закрытом корпусе. Менее комфортными шумовыми характеристиками из достаточно современных графических карт, оснащённых эталонными системами охлаждения, обладает, пожалуй, только ATI Radeon HD 2900 XT. В целом, со своей задачей система охлаждения справляется неплохо, но цена этому – комфорт пользователя.
Zotac GeForce 9800 GX2: разгон, температурный режим и совместимость
Попытка разгона Zotac GeForce 9800 GX2 оказалась почти столь же успешной, как и в случае с Gainward Bliss 9800 GX2 1024MB. Мы выяснили, что графические процессоры данного экземпляра GeForce 9800 GX2 способны устойчиво работать на частоте 700 МГц. Частота ALU при таком разгоне возросла с 1500 до 1725 МГц. Память смогла разогнаться с 1000 (2000) МГц до 1100 (2200) МГц.
В корпусе Chieftec LCX-1 с установленным на задней стенке 120-мм вентилятором при закрытой боковой крышке температура GPU под нагрузкой достигала 93-95 градусов Цельсия. По этой причине мы рекомендуем относиться к идее разгона GeForce 9800 GX2 с осторожностью. Nvidia неспроста снизила тактовые частоты новинки в сравнении с GeForce 8800 GTS 512MB – даже при номинальных значениях GeForce 9800 GX2 работает в крайне напряжённом тепловом режиме и дальнейший разгон, особенно в случае недостаточной вентиляции в корпусе системы может привести к критическому перегреву и выходу карты из строя.
Существенных проблем с совместимостью Zotac GeForce 9800 GX2 зафиксировано не было. Однако мы не гарантируем работоспособности нового видеоадаптера Nvidia с некоторыми системными платами, использующими устаревшие чипсеты, например, Intel i915/925. В частности, запустить новинку на плате Intel Desktop Board D925XCV нам так и не удалось. Серьёзных поводов для беспокойства эта несовместимость не даёт, так как вряд ли кто-то будет устанавливать GeForce 9800 GX2 в устаревшую систему.
Конфигурация тестовых стендов и методы тестирования
Для сравнительного исследования игровой производительности Zotac GeForce 9800 GX2 и ATI 3-way CrossFireX мы использовали стенды со следующей конфигурацией:
Процессор Intel Core 2 Extreme X6800 (3.0 ГГц, FSB 1333 МГц x 9)
Системная плата DFI LANParty UT ICFX3200-T2R/G (ATI CrossFire Xpress 3200) для ATI Radeon/CrossFireX
Системная плата Asus P5N32-E SLI (Nvidia nForce 680i SLI) для Nvidia GeForce/ SLI
Память Corsair TWIN2X2048-8500C5 (2x1 ГБ, 1066 МГц, 5-5-5-15, 2T)
Жесткий диск Maxtor MaXLine III 7B250S0 (250 ГБ, SATA-150, буфер 16МБ)
Блок питания Enermax Galaxy DXX EGX1000EWL (Номинальная мощность 1000 Ватт)
Монитор Dell 3007WFP (30”, максимальное разрешение 2560x1600@60 Гц)
Microsoft Windows Vista Ultimate 32-bit
ATI Catalyst 8.3 для Radeon HD/CrossFireX
Nvidia ForceWare 169.25 WHQL для GeForce 8800 GTS 512MB
Nvidia ForceWare 174.53 WHQL для GeForce 9800 GX2
Согласно принятой нами методике тестирования, драйверы были настроены таким образом, чтобы обеспечивать максимально возможное качество текстурной фильтрации и минимизировать влияние программных оптимизаций, используемых по умолчанию как AMD/ATI, так и Nvidia. С целью достичь наивысшего качества изображения были включены опции сглаживания прозрачных текстур: Adaptive Anti-Aliasing/Multi-sampling для ATI Catalyst и Antialiasing – Transparency: Multisampling для Nvidia ForceWare. В результате, настройки драйверов выглядели следующим образом:
ATI Catalyst:
Catalyst A.I.: Standard
Mipmap Detail Level: High Quality
High Quality AF: On
Wait for vertical refresh: Always Off
Enable Adaptive Anti-Aliasing: On/Quality
Method: Multi-sampling
Temporal Anti-Aliasing: Off
Остальные настройки: по умолчанию
Nvidia ForceWare:
Texture filtering – Quality: High quality
Texture filtering – Trilinear optimization: Off
Texture filtering – Anisotropic sample optimization: Off
Vertical sync: Force off
Antialiasing - Gamma correction: On
Antialiasing - Transparency: Multisampling
Остальные настройки: по умолчанию
В качестве тестового программного обеспечения мы использовали следующий набор игр и синтетических тестов:
Трехмерные шутеры с видом от первого лица
Battlefield 2142
BioShock
Call of Juarez
Call of Duty 4
Crysis
Enemy Territory: Quake Wars
Half-Life 2: Episode Two
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
Трехмерные шутеры с видом от третьего лица
Lost Planet: Extreme Condition
Tomb Raider: Legend
RPG
Hellgate: London
The Elder Scrolls IV: Oblivion
Стратегии реального времени
Company of Heroes: Opposing Fronts
Command & Conquer 3: Tiberium Wars
World in Conflict
Синтетические тесты
Futuremark 3DMark05
Futuremark 3DMark06
Каждая из входящих в тестовый набор программного обеспечения игр была настроена нами на максимально возможный уровень детализации изображения, причём, использовались исключительно средства самой игры, изначально доступные простому пользователю – никакие конфигурационные файлы ручной модификации не подвергались. Исключением стал шутер Enemy Territory: Quake Wars, у которого был отключен встроенный ограничитель fps, зафиксированный на отметке 30 кадров в секунду. Игры, могущие использовать возможности DirectX 10, тестировались именно в этом режиме. Помимо Zotac GeForce 9800 GX2 в тестировании приняли участие следующие одиночные графические карты и системы ATI 3-way CrossFireX:
ATI Radeon HD 3870 X2 (2xRV670, 825/825/1800MHz, 640sp, 32tmu, 32rop, 2x256-bit, 2x512MB GDDR3)
ATI Radeon HD 3870 (RV670, 775/2250MHz, 320sp, 16tmu, 16rop, 256-bit, 512MB GDDR4)
Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB (G92, 650/1620/1940MHz, 128sp, 32tmu, 16rop, 256-bit, 512MB GDDR3)
Система ATI 3-way CrossFireX была получена путём соединения ATI Radeon HD 3870 X2 с одиночным ATI Radeon HD 3870.
Тестирование проводилось в разрешениях 1600х1200, 1920х1200 и 2560х1600. В тех случаях, когда игра не поддерживала экранного формата 16:10, вместо двух последних разрешений использовались 1920х144 и 2048х1536, соответственно. От разрешения 1280х1024 было решено отказаться, так как оно вряд ли актуально для игроков, могущих позволить себе приобретение GeForce 9800 GX2 или 3-way CrossFireX.
Во всех случаях, где это было возможно без отключения эффектов SM3.0/4.0/HDR, использовался режим, подразумевающий использование MSAA 4x помимо стандартной анизотропной фильтрации 16х. Активация сглаживания и анизотропной фильтрации осуществлялась либо средствами самой игры, либо, при их отсутствии, форсировалась с помощью соответствующих настроек драйверов ATI Catalyst и Nvidia ForceWare. Для получения данных о производительности использовались либо встроенные в игру средства, с обязательной записью оригинальных демо при наличии такой возможности, либо, при их отсутствии, утилита Fraps 2.9.1 в ручном режиме. По возможности фиксировались данные не только о средней, но и о минимальной производительности.
Результаты тестирования
Трехмерные шутеры с видом от первого лица
Battlefield 2142
Игра стандартно не поддерживает экранный формат 16:10, поэтому вместо разрешений 1920х1200 и 2560x1600 мы тестировали её в разрешениях 1920х1440 и 2048х1536, имеющих соотношение сторон 4:3.Во всех трёх разрешениях система ATI 3-way CrossFireX одерживает несущественную победу над Zotac GeForce 9800 GX2, правда, в разрешении 2048х1536 наблюдаются серьёзные флуктуации минимальной производительности. Соперники обеспечивают примерно одинаковый уровень комфорта, поэтому выбор здесь диктуется исключительно предпочтениями игрока, хотя у карты Zotac всё же есть одно преимущество – она довольствуется одним слотом PCIe x16.
Bioshock
BioShock не поддерживает FSAA при работе в среде Windows Vista в режиме DirectX 10, поэтому мы тестируем игру без сглаживанияВ BioShock мы также видим очевидный паритет с небольшим превосходством системы ATI в минимальной производительности. Тем не менее, Zotac GeForce 9800 GX2 также позволяет играть во всех разрешениях, включая пока ещё достаточно экзотическое 2560х1600. Конечный выбор, помимо приверженности той или иной марке определит розничная цена и наличие системной платы, обладающей поддержкой технологии ATI CrossFire.
Call of Juarez
Поскольку встроенные в игру средства тестирования не поддерживают разрешения 2560х1600, нам пришлось ограничиться разрешением 1920х1200.Из-за проблем с менеджментом видеопамяти у решений Nvidia подавляющее преимущество находится на стороне трёхпроцессорной системы ATI, однако, из-за сильных колебаний производительности игровой процесс в разрешениях свыше 1280х1024 не всегда комфортен, а в этом разрешении Zotac GeForce 9800 GX2 вполне способен показать приемлемый для игрока результат.
Call of Duty 4: Modern WarfareВ данном случае технология ATI CrossFireX ведёт себя не лучшим образом – если в случае с двумя GPU она просто не показывает прироста скорости, то при дальнейшем наращивании количества ядер производительность падает более чем в два раза. Вина за такое поведение лежит на программной части комплекса, которая по заявлениям самой ATI/AMD не поддерживает сегодняшний день OpenGL игры.
Проблема с масштабированием ATI CrossFireX не является результатом особенностей движка игры или принципов работы современных систем multi-GPU, что подтверждается великолепными результатами Zotac GeForce 9800 GX2, позволяющими использовать даже разрешение 2560х1600 при включенном FSAA 4x.
Crysis
Игра тестируется при настройках детализации High, за исключением опции Shaders, установленной в значение Very High. Этим мы пытаемся достигнуть компромисса качеством изображения и производительностью.
Система ATI CrossFireX практически не масштабируется при наращивании количества графических ядер свыше двух – в очередной раз хромает программная поддержка. А вот Zotac GeForce 9800 GX2 чувствует себя сравнительно неплохо, обеспечивая довольно высокий средний fps в разрешениях до 1920х1200 включительно. Впрочем, минимальная производительность всё равно не превышает 10-11 кадров в секунду, так что о плавной игре без рывков и потери точности прицеливания не может быть и речи.
Enemy Territory: Quake Wars
Так как официально производительность в игре зафиксирована на уровне 30 fps, и обновление физической модели на сервере происходит с частотой 30 Гц, именно эта цифра является минимально приемлемой для Quake Wars.Текущая реализация ATI CrossFireX не поддерживает более двух GPU в приложениях, работающих под управлением API OpenGL. Однако, если четырёхпроцессорная платформа с двумя ATI Radeon HD 3870 X2 не теряет в скорости по сравнению с одной такой картой, то 3-way CrossFireX проигрывает одному двухпроцессорному видеоадаптеру ATI. В данном случае режим CrossFireX лучше отключать, иначе производительность окажется опасно низкой уже в разрешении 1600х1200.
Соперник ATI 3-way CrossFireX, Zotac GeForce 9800 GX2 таких проблем не испытывает и обеспечивает огромный запас скорости даже в разрешении 2560х1600. Тем самым данный видеоадаптер поддерживает исторически сложившуюся традицию, гласящую, что карты Nvidia гораздо лучше подходят для приложений, использующих OpenGL.
Half-Life 2: Episode TwoСистема ATI 3-way CrossFireX несколько быстрее Zotac GeForce 9800 GX2 в разрешениях 1600х1200 и 1920х1200. В экстремальном 2560х1600 последнему, однако, удаётся выйти вперёд, опередив соперника на 11%-12%.
В целом, оба варианта выглядят равноценными с точки зрения игрока, если не брать в расчет количество занимаемых слотов и уровень энергопотребления.
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
Поскольку при использовании динамической модели освещения игра не поддерживает FSAA, а при включении статической модели сильно теряет в визуальной привлекательности, мы тестируем S.T.A.L.K.E.R. только с анизотропной фильтрацией.Позиции решений Nvidia всегда были сильны в этой игре, и Zotac GeForce 9800 GX2 поддерживает эту «традицию». Тем не менее, результаты платформы ATI 3-way CrossFireX не выглядят провальными – она обеспечивает вполне приемлемые показатели в разрешениях до 1920х1200 включительно и выходит из игры лишь в экзотическом для подавляющего большинства игроков режиме 2560х1600.
Трехмерные шутеры с видом от третьего лица
Lost Planet: Extreme ConditionК сожалению, из-за некачественной программной оптимизации, система ATI 3-way CrossFireX не в состоянии показать конкурентоспособного результата. В то же время, Zotac GeForce 9800 GX2 обеспечивает комфортную производительность в разрешении 1600х1200, что очень и очень неплохо, учитывая чрезмерную требовательность данной игры при максимальных настройках детализации.
Tomb Raider: LegendВ Tomb Raider обе системы ведут себя некорректно, демонстрируя падение производительности по сравнению с одиночными графическими картами. Однако надо отметить, что положение Zotac GeForce 9800 GX2 намного выгоднее – она, хотя и несколько уступает одиночному Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB, всё же позволяет играть при включенном сглаживании во всех разрешениях, кроме 2560х1600.
RPG
Hellgate: LondonНесмотря на хорошие результаты, Zotac GeForce 9800 GX2 непригодна для использования в Hellgate из-за мерцания изображения в режиме SLI. Отключив его, карту можно использовать, как аналог GeForce 8800 GTS 512MB ценой соответствующего падения производительности. В случае с ATI 3-way CrossFireX всё ещё печальней – система просто зависает при загрузке стартового меню игры. Ждём новых версий Catalyst и ForceWare.
The Elder Scrolls IV: Oblivion
Без HDR игра значительно теряет в привлекательности, и, хотя на этот счет мнения игроков расходятся, мы тестируем TES IV именно в режиме с включенным FP HDR.Как уже было отмечено в предыдущем обзоре, технология ATI CrossFireX в случаях с более чем двумя GPU ведёт себя в TES IV странно, демонстрируя большие скачки минимальной производительности в закрытых помещениях и небольшое падение средней производительности в сравнении с одиночным ATI Radeon HD 3870 X2. Zotac GeForce 9800 GX2 смотрится на этом фоне безупречно.Совсем иная картина наблюдается на открытой местности - первенство перехватывают многопроцессорные системы ATI, а от недостатка минимальной производительности начинает страдать Zotac GeForce 9800 GX2 – в разрешении 1920х1200 этот показатель падает ниже критической отметки и составляет всего 20 fps. В то же время, ATI 3-way CrossFireX вполне позволяет использовать даже разрешение 2560х1600. Можно считать, что этот раунд герои-соперники сегодняшнего обзора сыграли вничью.
Стратегии реального времени
Company of Heroes: Opposing Fronts
Новое дополнение Company of Heroes тестируется только в режиме DirectX 10, так как в нем достигается максимальный уровень детализации, а, следовательно, визуальное впечатление от игры наиболее полно.Увы, перед нами вновь один из тех случаев, когда результат проигрышен для обоих сторон. ATI 3-way CrossFireX не обеспечивает преимуществ по сравнению с одним ATI Radeon HD 3870 X2, а Zotac GeForce 9800 GX2 демонстрирует чрезвычайно низкую минимальную производительность. В результате, лучшим выбором продолжает оставаться именно ATI Radeon HD 3870 X2, позволяющий играть с полным комфортом в разрешении 1280х1024 и с относительным – в 1600х1200/1680х1050.
Command & Conquer 3: Tiberium Wars
Поскольку в игре присутствует ограничитель fps, рассматривать следует, в первую очередь, минимальную производительность.И Zotac GeForce 9800 GX2 и ATI 3-way CrossFireX одинаково хороши в разрешениях до 1920х1200 включительно. В 2560х1600 их минимальная производительность составляет уже менее 24 fps, но и в этом случае играть можно вполне успешно.
World in ConflictТрёхпроцессорная платформа ATI функционирует корректно, компенсируя провал производительности одиночного ATI Radeon HD 3870 X2, чего, однако, отнюдь недостаточно для обеспечения комфортной производительности. Zotac GeForce 9800 GX2 находится в несколько лучшем положении, однако и он едва опережает Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB.
При средней производительности на уровне 12-20 fps и меньше говорить о практическом использовании вышеупомянутых решений в World in Conflict, конечно же, не приходится.
Синтетические тесты
Futuremark 3DMark05Система ATI 3-way CrossFireX демонстрирует заметно лучший результат, нежели Zotac GeForce 9800 GX2, однако, как мы уже неоднократно заявляли, общий результат 3DMark05 представляет мало практической ценности в случае с современными высокопроизводительными графическими системами.В первом тесте продукту Zotac удаётся одержать небольшую победу в разрешении 2560х1600. В более низких разрешениях трёхчиповый комплекс ATI, располагающий меньшим количеством TMU (48 против 64) ни в чём не уступил новой разработке NvidiaВо втором тесте сколько-нибудь заметные различия также обнаружились лишь в 2560х1600, но на этот раз первенство осталось за системой ATI, значительно превосходящей решение Nvidia по чистой вычислительной мощности.Результаты третьего теста аналогичны тому, что можно было видеть в первом, однако здесь ATI 3-way CrossFireX уступила Zotac GeForce 9800 GX2 сильнее. Опять-таки, это касается только разрешения 2560х1600 – во всех остальных случаях был зафиксирован устойчивый паритет.
Futuremark 3DMark06Отставание Zotac GeForce 9800 GX2 от ATI 3-way CrossFireX составляет те же 6%-7%, что и в 3DMark05, но, в отличие от него, 3DMark06 позволяет получить более детальную информацию о производительности современных графических карт. Давайте воспользуемся этой возможностью.Как ни странно, именно в тестах SM2.0 Zotac GeForce 9800 GX2 уступает своему прямому сопернику наиболее значительно, несмотря на превосходство в количестве текстурных процессоров. Однако мы видим, что ей что-то мешает, поскольку результат почти не отличается от результата обычного Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB. В чём причина такого поведения, нам, к сожалению, неизвестно.В тестах SM3.0/HDR конкуренция более напряжённая, и ATI 3-way CrossFireX выигрывает с меньшим отрывом, но всё-таки выигрывает, так как эти тесты активно используют вычислительные мощности GPU, а в этой области решениям на базе RV670 пока нет равных.Результаты первого теста похожи на то, что мы видели в 3DMark05, но, поскольку тестовая сцена усложнена, Zotac GeForce 9800 GX2 выходит в лидеры быстрее, уже в разрешении 1920х1200, а в 2560х1600 – опережает соперника вдвое. Во втором тесте решение Nvidia также побеждает, но с меньшим отрывом в разрешении 2560х1600.Ситуация меняется на обратную в тестах SM3.0/HDR – здесь система ATI 3-way CrossFireX лидирует в обоих случаях. Лишь в первом тесте, в разрешении 2560х1600 Zotac GeForce 9800 GX2 удаётся соперничать с трёхпроцессорной системой ATI на равных. Во втором тесте отрыв последней существенно больше, так как в нём существенно меньше нагрузка на текстурные процессоры.
Заключение
Подытожив всё вышесказанное, мы можем сказать, что после годичного перерыва ATI, наконец-то, удалось выйти в один ценовой сектор с Nvidia, представив в нём решение ATI 3-way CrossFireX, которое хотя бы теоретически может конкурировать Nvidia GeForce 9800 GX2. Насколько успешной оказалась попытка конкуренции? Ответ на этот вопрос может дать сравнительная таблица:Очевидно, что победу или хотя бы ничью ATI праздновать рано – в большинстве тестов Nvidia GeForce 9800 GX2 оказался быстрее. Однако в пяти тестах из восемнадцати, включая обе версии 3DMark, платформе ATI удалось одержать победу, а ещё в трёх – показать равных с последней разработкой Nvidia результат. Не так уж плохо, учитывая мощную поддержку конкурента со стороны разработчиков игр, большую сложность программной поддержки трёхпроцессорного графического комплекса и отсутствие поддержки трёх GPU для OpenGL. Для искоренения этих недостатков ATI придётся активнее сотрудничать с разработчиками, а также отшлифовывать программную поддержку CrossFireX, но по крайней мере в теории, выбор у покупателя есть уже сейчас.
Впрочем, следует отметить, что выбор в пользу ATI CrossFireX требует от конечного пользователя более высокой квалификации, так как ему предстоит иметь дело с двумя отдельными графическими картами. Этот выбор также означает необходимость наличия системной платы, оснащённой двумя слотами PCI Express x16 и поддерживающей технологию CrossFire, равно как и более высокий уровень энергопотребления и тепловыделения. Иными словами, система ATI 3-way CrossFireX всё же существенно уступает Nvidia GeForce 9800 GX2 по своим потребительским качествам. У последнего есть один существенный недостаток – он не поддерживает мультимониторных конфигураций, однако, Nvidia вскоре обещает исправить и этот недочёт. Иными словами, хотя выбор у покупателя действительно есть, но на практике он является формальностью.
Рекомендовать ATI 3-way CrossFireX в качестве альтернативы Nvidia GeForce 9800 GX2 на сегодняшний день мы не можем. На наш взгляд, выбрать трёхпроцессорную платформу CrossFireX можно только в том случае, если вы являетесь ярым приверженцем продукции ATI. Во всех остальных случаях лучше остановить свой выбор на Nvidia GeForce 9800 GX2, который хотя и не лишен недостатков, но обладает более высоким уровнем производительности и существенно проще в установке и эксплуатации.
Что касается описанного в данном обзоре продукта Zotac, то о самой карте трудно сказать что-либо новое, поскольку она, как и все присутствующие на рынке модели GeForce 9800 GX2, представляет собой копию эталонной карты Nvidia, которая на сегодня является самым быстрым одиночным видеоадаптером, а, следовательно, и лучшим выбором для обеспеченного игрока.
Отдельного упоминания заслуживает забота о пользователе – Zotac включила в комплект поставки своего продукта полный набор необходимых переходников и адаптеров, дополнив её приятными бонусами в виде кабеля HDMI и полной версии игры Lost: Via Domus. В целом, Zotac GeForce 9800 GX2 является качественным продуктом. Если вы осведомлены об особенностях, свойственных современным двухпроцессорным графическим картам – он вас не разочарует.
Zotac GeForce 9800 GX2: достоинства и недостатки
Достоинства:
Лучшая производительность в играх при наличии программной оптимизации
Широкий выбор режимов FSAA
Великолепное качество анизотропной фильтрации
Аппаратная поддержка декодирования и пост-процессинга HD-видео
Поддержка вывода звука по HDMI
Поддержка PCI Express 2.0
Неплохой разгонный потенциал
Неплохая комплектация
Недостатки:
Производительность на уровне Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB в случае отсутствия программной поддержки SLI
Все недостатки, свойственные современным платформам multi-GPU
Отсутствие поддержки мультимониторных конфигураций в режиме SLI
Высокий уровень энергопотребления
Высокий уровень тепловыделения
Высокий уровень шума
Большие габариты
Большая масса
Высокая цена
Статейка спижена с overclockers.ru
Не столь давно графическому подразделению Advanced Micro Devices после долгого отставания удалось перехватить у Nvidia пальму технологического первенства, выпустив ATI Radeon HD 3870 X2. Объединив два графических ядра RV670 на одной плате, компания создала быстрый одиночный видеоадаптер, превосходящий по производительности лучшие одночиповые решения конкурента – Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB и GeForce 8800 GTX, пусть и не во всех случаях. В нашем исследовании мы отметили, что новинка стоимостью $449 обладает большим потенциалом, который ещё предстоит раскрыть, и при должном усердии со стороны программистов ATI она через некоторое время может стать лучшим выбором для требовательного игрока.
Однако стать истинным королём 3D ATI Radeon HD 3870 X2 было так и не суждено. Царствование продлилось недолго, ровно до анонса аналогичной двухпроцессорной графической карты Nvidia – GeForce 9800 GX2. Да, она точно так же не стала абсолютным чемпионом из-за имманентно присущих гомогенной мультипроцессорной архитектуре недостатков, но там, где технология SLI работала, новое оружие Nvidia не оставляло ATI Radeon HD 3870 X2 никаких шансов просто в силу превосходства G92 над RV670. Точно так же одиночный Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB опережает ATI Radeon HD 3870. Особой беды в этом нет, так как эти решения относятся к разным ценовым категориям – Nvidia GeForce 9800 GX2 стоит ступенькой выше и закономерно имеет более высокую производительность. Как следствие, её анонс вновь ставит AMD в неприятное положение догоняющего, а именно в таком положении компания пребывала в течение очень длительного периода, вплоть до выпуска ATI Radeon HD 3870 X2. Кроме того, такая ситуация существенно ограничивает выбор покупателя, интересующегося графическими системами класса high-end и готового платить за нужный ему уровень производительности более $599/$649.
Однако, как мы знаем, технология ATI CrossFireX допускает создание асимметричных трёхпроцессорных систем вида ATI Radeon HD 3870 X2 + ATI Radeon HD 3870. Для сравнения, текущая реализация Nvidia SLI поддерживает только симметричные конфигурации, в том числе, состоящие из трёх одинаковых графических карт. Таким образом, у приверженцев графических карт ATI есть способ поспорить с владельцами Nvidia GeForce 9800 GX2: в дополнение к уже имеющемуся ATI Radeon HD 3870 X2 приобрести одиночный ATI Radeon HD 3870 и задействовать режим 3-way ATI CrossFireX. При общей стоимости такой системы в районе в районе $640 ($449 + $189) она как раз и является прямым конкурентом одиночному Nvidia GeForce 9800 GX2, чья цена колеблется в пределах $599-$649. Разумеется, потребуется соответствующая системная плата, оснащённая двумя слотами PCIe x16 и поддерживающая технологию CrossFire, но в настоящее время приобретение такой платы не является проблемой. Нужными возможностями обладают многие, в том числе, и сравнительно недорогие платы на базе чипсетов Intel и AMD.
В сегодняшнем обзоре мы собираемся выяснить, насколько хорошо система ATI 3-way CrossFireX покажет себя в соперничестве с Nvidia GeForce 9800 GX2. В качестве последнего выступит Zotac GeForce 9800 GX2.
Zotac: новое имя от старых знакомых
Zotac – совершенно новые имя на рынке потребительского аппаратного обеспечения и абсолютное большинство пользователей едва ли могут что-либо сказать как о самой компании, так и её репутации (которую еще предстоит построить).

Компания Zotac International (MCO) Limited была образована в 2006 году, а первые продукты выпустила в марте 2007 года. Поскольку изначально ассортимент компании не был широким, новичку не получилось получить много внимания от прессы. Однако, за год компания расширила список предложений и теперь предлагает даже две эксклюзивные линейки графических карт: AMP! с повышенными относительно рекомендаций Nvidia тактовыми частотами, а также Zone, с пассивным охлаждением. Материнские платы в ассортименте Zotac пока представлены лишь на базе эталонного дизайна, разработанного Nvidia.
На сегодняшний день холдинг PC Partner владеет 40 линиями поверхностного монтажа и насчитывает у себя в штате около 6000 работников в дополнение к 130 инженерам. Принимая во внимание серьезные производственные мощности вкупе с немалым количеством инженеров, следует ожидать достаточного агрессивного поведения Zotac на рынке.
Если в случае с Sapphire Technologies компания PC Partner владеет лишь долей, то в случае с Zotac, PC Partner полностью владеет компанией, а значит, весьма заинтересован в её успешном развитии.
Давайте посмотрим, чем же Zotac пытается привлечь потенциального покупателя.
Zotac GeForce 9800 GX2: упаковка и комплектация
Zotal GeForce 9800 GX2 поставляется в розничную продажу, будучи упакованной в коробку стандартных габаритов и формы, которая без труда помещается в обычный пластиковый пакет. Оформление коробки выполнено в необычных, ярких жёлто-оранжево-золотистых тонах; ранее в нашей практике такого не встречалось:

Внутри тонкой обложки находится основная коробка, выполненная из плотного картона. Её внутреннее пространство заполнено вспененным полиуретаном, в котором вырезаны отсеки для видеоадаптера и сопутствующих ему принадлежностях. Таким образом, карта надёжно защищена от возможных повреждений в процессе транспортировки и складирования. Помимо неё, мы обнаружили в коробке следующий набор аксессуаров:

Два переходника DVI-I->D-Sub
Внутренний кабель S/PDIF
Кабель HDMI
Переходник 2xMolex -> 1x6-pin PCIe
Переходник 2х6-pin PCIe -> 1x8-pin PCIe
Краткое руководство по установке
CD с драйверами
DVD с игрой Lost: Via Domus
Изысканной такую комплектацию назвать нельзя, однако, в ней чувствуется забота о пользователе: производитель предусмотрел даже переходник для восьмиконтактного разъема питания, в случае, если имеющийся в распоряжении пользователя блок питания не имеет соответствующего разъема изначально. Радует также наличие в комплекте двухметрового кабеля HDMI, поскольку отдельно такой кабель может стоить до $40. Руководство пользователя выполнено на шести языках: английском, немецком, испанском, французском, русском и китайском и содержит только базовую информацию по установке карты в систему, чего, впрочем, достаточно подавляющему большинству игроков.
Помимо прочего, в комплекте присутствует полная версия игры Lost: Via Domus, в европейском регионе известной под названием Lost: The Video Game. Как нетрудно догадаться, игра создана по мотивам известного и чрезвычайно популярного одноимённого телесериала. В ней игроку уготована роль не упоминавшегося в оригинальном сериале персонажа – страдающего амнезией журналиста Элиота Маслоу, которому предстоит вспомнить прошлое и найти способ убраться с загадочного острова. Нельзя сказать, что игра обладает какой-то особенной графикой или выдающимся игровым процессом, но она достаточно качественна, а кроме того, популярность оригинального телесериала определённо играет на руку Zotac, привлекая внимание массового игрока к продукции компании.
В целом, упаковка и комплектация Zotac GeForce 9800 GX2 заслуживают высокой оценки: первая неплохо оформлена и хорошо защищает карту от повреждений, а вторая содержит всё необходимое вместе с парой приятных и небесполезных бонусов – игрой Lost: The Video Game и кабелем HDMI. К сожалению, как и ряд других производителей, Zotac не положил в комплект программного плейера для Blu-ray и HD DVD фильмов, хотя декодирование и пост-процессинг видео высокого разрешения один из «коньков» графического процессора G92 и карты Nvidia GeForce 9800 GTX.
Zotac GeForce 9800 GX2: конструкция и технические характеристики
Как мы уже выяснили, конструкция GeForce 9800 GX2 очень сложна, поэтому неудивительно, что на новый видеоадаптер распространяется запрет, касающийся его модификаций компаниями-партнёрами Nvidia. Мы не исключаем появления в будущем уникальных одноплатных версий этого видеоадаптера; в частности, на такой эксперимент вполне способна Asustek Computer, но в настоящее время все GeForce 9800 GX2, включая описываемый продукт Zotac, являются копиями эталонной карты.

Каждая плата оснащена собственной трёхфазной системой питания GPU, управляемой контроллером Volterra VT1165MF, а также отдельной схемой питания памяти на базе чипа Intersil ISL6269CRZ. Нижняя плата использует стандартный шестиконтактный разъем PCIe 1.0, а вот верхняя оснащена восьмиконтактным PCIe 2.0. Формально подключение к последнему шестиконтактного разъема БП приводит к тому, что карта отказывается запускаться, индицируя ошибку питания. Такая предосторожность со стороны Nvidia объясняется тем, что верхняя плата не может получать часть мощности через слот PCI Express x16, и целиком питается от внешнего разъема, а уровень энергопотребления установленных на ней элементов заведомо превышает 75 Ватт. Впрочем, если использовать прилагаемый к Zotac GeForce 9800 GX2 переходник 2х6-pin PCIe -> 1x8-pin PCIe, то при подключении шестиконтактного кабеля блока питания к одному из разъемов переходника, соединённому с двумя дополнительными контактами в восьмиконтактной секции, карта прекрасно работает. Особой опасности такой режим не представляет: разделение линии +12В на несколько отдельных линий внутри блока служит лишь для ограничения максимального тока нагрузки с целью соответствия стандартам безопасности, шлейфы с разъемами питания PCIe подключаются к линиям на общих основаниях, а шести контактов вполне достаточно для тока порядка 8А. По нашим оценкам, именно такую нагрузку создаёт верхняя плата GeForce 9800 GX2. Надо отметить, что расположены разъемы питания очень неудобно: подключенные к ним кабеля не всегда возможно отключить без помощи отвёртки, так как защёлки разъемов упираются друг в друга. Кроме того, узкие прорези в кожухе делают невозможным подключение разъемов с широкими защёлками. Неподалёку расположен разъем входа S/PDIF, прикрытый резиновой заглушкой.
Графические процессоры Zotac GeForce 9800 GX2 имеют стандартную конфигурацию, включающую 128 ALU, 32 (64) TMU и 16 ROP. Частоты, на которых они работают, полностью соответствуют официальным спецификациям – 600 МГц для основного домена и 1500 МГц для домена шейдерных процессоров. В настоящее время Nvidia не допускает даже заводской разгон GeForce 9800 GX2, вероятно, из-за жёсткого теплового пакета. На каждой из плат установлено по 8 микросхем GDDR3 Samsung K4J52324QE-BJ1A, имеющих номинальную частоту 1000 (2000) МГц, на которой память и работает. Доступный 3D-приложениям объем локальной видеопамяти составляет 512МБ, так что упоминание о 1024 МБ – всего лишь маркетинговый ход.
Конфигурация интерфейсов ничем не отличается от эталонной: на крепёжной планке присутствует два порта dual link DVI-I и один порт HDMI. Там же присутствуют два светодиода, один из которых показывает, правильно ли к карте подключено питание, а другой служит для определения ведущего порта DVI в режиме Quad SLI. Для организации последнего плата оснащена одним разъемом MIO, позволяющим объединить её с другой GeForce 9800 GX2. Как мы уже упоминали, поддержка мультимониторных конфигураций доступна только при отключении SLI.
Система охлаждения Zotac GeForce 9800 GX2 довольно проста по конструкции и представляет собой радиатор, расположенный между платами и контактирующий с кристаллами графических процессоров через специальные медные подошвы. Так как большую часть крепёжной планки оккупируют интерфейсные разъемы, значительная часть нагретого воздуха выбрасывается внутрь корпуса, для чего рёбра радиатора развёрнуты под углом, а в торце кожуха системы охлаждения имеются прорези. Небольшое отверстие на планке выполняет, скорее, декоративную роль, так как подсвечивается ярко-зелёными светодиодами. Воздушный поток, проходящий сквозь него, крайне слаб.
Система охлаждения практически бесшумна в режиме 2D, но под нагрузкой вентилятор раскручивается до значительных скоростей и уровень шума существенно повышается. По крайней мере, карту отчётливо слышно даже в закрытом корпусе. Менее комфортными шумовыми характеристиками из достаточно современных графических карт, оснащённых эталонными системами охлаждения, обладает, пожалуй, только ATI Radeon HD 2900 XT. В целом, со своей задачей система охлаждения справляется неплохо, но цена этому – комфорт пользователя.
Zotac GeForce 9800 GX2: разгон, температурный режим и совместимость
Попытка разгона Zotac GeForce 9800 GX2 оказалась почти столь же успешной, как и в случае с Gainward Bliss 9800 GX2 1024MB. Мы выяснили, что графические процессоры данного экземпляра GeForce 9800 GX2 способны устойчиво работать на частоте 700 МГц. Частота ALU при таком разгоне возросла с 1500 до 1725 МГц. Память смогла разогнаться с 1000 (2000) МГц до 1100 (2200) МГц.
В корпусе Chieftec LCX-1 с установленным на задней стенке 120-мм вентилятором при закрытой боковой крышке температура GPU под нагрузкой достигала 93-95 градусов Цельсия. По этой причине мы рекомендуем относиться к идее разгона GeForce 9800 GX2 с осторожностью. Nvidia неспроста снизила тактовые частоты новинки в сравнении с GeForce 8800 GTS 512MB – даже при номинальных значениях GeForce 9800 GX2 работает в крайне напряжённом тепловом режиме и дальнейший разгон, особенно в случае недостаточной вентиляции в корпусе системы может привести к критическому перегреву и выходу карты из строя.
Существенных проблем с совместимостью Zotac GeForce 9800 GX2 зафиксировано не было. Однако мы не гарантируем работоспособности нового видеоадаптера Nvidia с некоторыми системными платами, использующими устаревшие чипсеты, например, Intel i915/925. В частности, запустить новинку на плате Intel Desktop Board D925XCV нам так и не удалось. Серьёзных поводов для беспокойства эта несовместимость не даёт, так как вряд ли кто-то будет устанавливать GeForce 9800 GX2 в устаревшую систему.
Конфигурация тестовых стендов и методы тестирования
Для сравнительного исследования игровой производительности Zotac GeForce 9800 GX2 и ATI 3-way CrossFireX мы использовали стенды со следующей конфигурацией:
Процессор Intel Core 2 Extreme X6800 (3.0 ГГц, FSB 1333 МГц x 9)
Системная плата DFI LANParty UT ICFX3200-T2R/G (ATI CrossFire Xpress 3200) для ATI Radeon/CrossFireX
Системная плата Asus P5N32-E SLI (Nvidia nForce 680i SLI) для Nvidia GeForce/ SLI
Память Corsair TWIN2X2048-8500C5 (2x1 ГБ, 1066 МГц, 5-5-5-15, 2T)
Жесткий диск Maxtor MaXLine III 7B250S0 (250 ГБ, SATA-150, буфер 16МБ)
Блок питания Enermax Galaxy DXX EGX1000EWL (Номинальная мощность 1000 Ватт)
Монитор Dell 3007WFP (30”, максимальное разрешение 2560x1600@60 Гц)
Microsoft Windows Vista Ultimate 32-bit
ATI Catalyst 8.3 для Radeon HD/CrossFireX
Nvidia ForceWare 169.25 WHQL для GeForce 8800 GTS 512MB
Nvidia ForceWare 174.53 WHQL для GeForce 9800 GX2
Согласно принятой нами методике тестирования, драйверы были настроены таким образом, чтобы обеспечивать максимально возможное качество текстурной фильтрации и минимизировать влияние программных оптимизаций, используемых по умолчанию как AMD/ATI, так и Nvidia. С целью достичь наивысшего качества изображения были включены опции сглаживания прозрачных текстур: Adaptive Anti-Aliasing/Multi-sampling для ATI Catalyst и Antialiasing – Transparency: Multisampling для Nvidia ForceWare. В результате, настройки драйверов выглядели следующим образом:
ATI Catalyst:
Catalyst A.I.: Standard
Mipmap Detail Level: High Quality
High Quality AF: On
Wait for vertical refresh: Always Off
Enable Adaptive Anti-Aliasing: On/Quality
Method: Multi-sampling
Temporal Anti-Aliasing: Off
Остальные настройки: по умолчанию
Nvidia ForceWare:
Texture filtering – Quality: High quality
Texture filtering – Trilinear optimization: Off
Texture filtering – Anisotropic sample optimization: Off
Vertical sync: Force off
Antialiasing - Gamma correction: On
Antialiasing - Transparency: Multisampling
Остальные настройки: по умолчанию
В качестве тестового программного обеспечения мы использовали следующий набор игр и синтетических тестов:
Трехмерные шутеры с видом от первого лица
Battlefield 2142
BioShock
Call of Juarez
Call of Duty 4
Crysis
Enemy Territory: Quake Wars
Half-Life 2: Episode Two
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
Трехмерные шутеры с видом от третьего лица
Lost Planet: Extreme Condition
Tomb Raider: Legend
RPG
Hellgate: London
The Elder Scrolls IV: Oblivion
Стратегии реального времени
Company of Heroes: Opposing Fronts
Command & Conquer 3: Tiberium Wars
World in Conflict
Синтетические тесты
Futuremark 3DMark05
Futuremark 3DMark06
Каждая из входящих в тестовый набор программного обеспечения игр была настроена нами на максимально возможный уровень детализации изображения, причём, использовались исключительно средства самой игры, изначально доступные простому пользователю – никакие конфигурационные файлы ручной модификации не подвергались. Исключением стал шутер Enemy Territory: Quake Wars, у которого был отключен встроенный ограничитель fps, зафиксированный на отметке 30 кадров в секунду. Игры, могущие использовать возможности DirectX 10, тестировались именно в этом режиме. Помимо Zotac GeForce 9800 GX2 в тестировании приняли участие следующие одиночные графические карты и системы ATI 3-way CrossFireX:
ATI Radeon HD 3870 X2 (2xRV670, 825/825/1800MHz, 640sp, 32tmu, 32rop, 2x256-bit, 2x512MB GDDR3)
ATI Radeon HD 3870 (RV670, 775/2250MHz, 320sp, 16tmu, 16rop, 256-bit, 512MB GDDR4)
Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB (G92, 650/1620/1940MHz, 128sp, 32tmu, 16rop, 256-bit, 512MB GDDR3)
Система ATI 3-way CrossFireX была получена путём соединения ATI Radeon HD 3870 X2 с одиночным ATI Radeon HD 3870.
Тестирование проводилось в разрешениях 1600х1200, 1920х1200 и 2560х1600. В тех случаях, когда игра не поддерживала экранного формата 16:10, вместо двух последних разрешений использовались 1920х144 и 2048х1536, соответственно. От разрешения 1280х1024 было решено отказаться, так как оно вряд ли актуально для игроков, могущих позволить себе приобретение GeForce 9800 GX2 или 3-way CrossFireX.
Во всех случаях, где это было возможно без отключения эффектов SM3.0/4.0/HDR, использовался режим, подразумевающий использование MSAA 4x помимо стандартной анизотропной фильтрации 16х. Активация сглаживания и анизотропной фильтрации осуществлялась либо средствами самой игры, либо, при их отсутствии, форсировалась с помощью соответствующих настроек драйверов ATI Catalyst и Nvidia ForceWare. Для получения данных о производительности использовались либо встроенные в игру средства, с обязательной записью оригинальных демо при наличии такой возможности, либо, при их отсутствии, утилита Fraps 2.9.1 в ручном режиме. По возможности фиксировались данные не только о средней, но и о минимальной производительности.
Результаты тестирования
Трехмерные шутеры с видом от первого лица
Battlefield 2142
Игра стандартно не поддерживает экранный формат 16:10, поэтому вместо разрешений 1920х1200 и 2560x1600 мы тестировали её в разрешениях 1920х1440 и 2048х1536, имеющих соотношение сторон 4:3.Во всех трёх разрешениях система ATI 3-way CrossFireX одерживает несущественную победу над Zotac GeForce 9800 GX2, правда, в разрешении 2048х1536 наблюдаются серьёзные флуктуации минимальной производительности. Соперники обеспечивают примерно одинаковый уровень комфорта, поэтому выбор здесь диктуется исключительно предпочтениями игрока, хотя у карты Zotac всё же есть одно преимущество – она довольствуется одним слотом PCIe x16.
Bioshock
BioShock не поддерживает FSAA при работе в среде Windows Vista в режиме DirectX 10, поэтому мы тестируем игру без сглаживанияВ BioShock мы также видим очевидный паритет с небольшим превосходством системы ATI в минимальной производительности. Тем не менее, Zotac GeForce 9800 GX2 также позволяет играть во всех разрешениях, включая пока ещё достаточно экзотическое 2560х1600. Конечный выбор, помимо приверженности той или иной марке определит розничная цена и наличие системной платы, обладающей поддержкой технологии ATI CrossFire.
Call of Juarez
Поскольку встроенные в игру средства тестирования не поддерживают разрешения 2560х1600, нам пришлось ограничиться разрешением 1920х1200.Из-за проблем с менеджментом видеопамяти у решений Nvidia подавляющее преимущество находится на стороне трёхпроцессорной системы ATI, однако, из-за сильных колебаний производительности игровой процесс в разрешениях свыше 1280х1024 не всегда комфортен, а в этом разрешении Zotac GeForce 9800 GX2 вполне способен показать приемлемый для игрока результат.
Call of Duty 4: Modern WarfareВ данном случае технология ATI CrossFireX ведёт себя не лучшим образом – если в случае с двумя GPU она просто не показывает прироста скорости, то при дальнейшем наращивании количества ядер производительность падает более чем в два раза. Вина за такое поведение лежит на программной части комплекса, которая по заявлениям самой ATI/AMD не поддерживает сегодняшний день OpenGL игры.
Проблема с масштабированием ATI CrossFireX не является результатом особенностей движка игры или принципов работы современных систем multi-GPU, что подтверждается великолепными результатами Zotac GeForce 9800 GX2, позволяющими использовать даже разрешение 2560х1600 при включенном FSAA 4x.
Crysis
Игра тестируется при настройках детализации High, за исключением опции Shaders, установленной в значение Very High. Этим мы пытаемся достигнуть компромисса качеством изображения и производительностью.
Система ATI CrossFireX практически не масштабируется при наращивании количества графических ядер свыше двух – в очередной раз хромает программная поддержка. А вот Zotac GeForce 9800 GX2 чувствует себя сравнительно неплохо, обеспечивая довольно высокий средний fps в разрешениях до 1920х1200 включительно. Впрочем, минимальная производительность всё равно не превышает 10-11 кадров в секунду, так что о плавной игре без рывков и потери точности прицеливания не может быть и речи.
Enemy Territory: Quake Wars
Так как официально производительность в игре зафиксирована на уровне 30 fps, и обновление физической модели на сервере происходит с частотой 30 Гц, именно эта цифра является минимально приемлемой для Quake Wars.Текущая реализация ATI CrossFireX не поддерживает более двух GPU в приложениях, работающих под управлением API OpenGL. Однако, если четырёхпроцессорная платформа с двумя ATI Radeon HD 3870 X2 не теряет в скорости по сравнению с одной такой картой, то 3-way CrossFireX проигрывает одному двухпроцессорному видеоадаптеру ATI. В данном случае режим CrossFireX лучше отключать, иначе производительность окажется опасно низкой уже в разрешении 1600х1200.
Соперник ATI 3-way CrossFireX, Zotac GeForce 9800 GX2 таких проблем не испытывает и обеспечивает огромный запас скорости даже в разрешении 2560х1600. Тем самым данный видеоадаптер поддерживает исторически сложившуюся традицию, гласящую, что карты Nvidia гораздо лучше подходят для приложений, использующих OpenGL.
Half-Life 2: Episode TwoСистема ATI 3-way CrossFireX несколько быстрее Zotac GeForce 9800 GX2 в разрешениях 1600х1200 и 1920х1200. В экстремальном 2560х1600 последнему, однако, удаётся выйти вперёд, опередив соперника на 11%-12%.
В целом, оба варианта выглядят равноценными с точки зрения игрока, если не брать в расчет количество занимаемых слотов и уровень энергопотребления.
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
Поскольку при использовании динамической модели освещения игра не поддерживает FSAA, а при включении статической модели сильно теряет в визуальной привлекательности, мы тестируем S.T.A.L.K.E.R. только с анизотропной фильтрацией.Позиции решений Nvidia всегда были сильны в этой игре, и Zotac GeForce 9800 GX2 поддерживает эту «традицию». Тем не менее, результаты платформы ATI 3-way CrossFireX не выглядят провальными – она обеспечивает вполне приемлемые показатели в разрешениях до 1920х1200 включительно и выходит из игры лишь в экзотическом для подавляющего большинства игроков режиме 2560х1600.
Трехмерные шутеры с видом от третьего лица
Lost Planet: Extreme ConditionК сожалению, из-за некачественной программной оптимизации, система ATI 3-way CrossFireX не в состоянии показать конкурентоспособного результата. В то же время, Zotac GeForce 9800 GX2 обеспечивает комфортную производительность в разрешении 1600х1200, что очень и очень неплохо, учитывая чрезмерную требовательность данной игры при максимальных настройках детализации.
Tomb Raider: LegendВ Tomb Raider обе системы ведут себя некорректно, демонстрируя падение производительности по сравнению с одиночными графическими картами. Однако надо отметить, что положение Zotac GeForce 9800 GX2 намного выгоднее – она, хотя и несколько уступает одиночному Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB, всё же позволяет играть при включенном сглаживании во всех разрешениях, кроме 2560х1600.
RPG
Hellgate: LondonНесмотря на хорошие результаты, Zotac GeForce 9800 GX2 непригодна для использования в Hellgate из-за мерцания изображения в режиме SLI. Отключив его, карту можно использовать, как аналог GeForce 8800 GTS 512MB ценой соответствующего падения производительности. В случае с ATI 3-way CrossFireX всё ещё печальней – система просто зависает при загрузке стартового меню игры. Ждём новых версий Catalyst и ForceWare.
The Elder Scrolls IV: Oblivion
Без HDR игра значительно теряет в привлекательности, и, хотя на этот счет мнения игроков расходятся, мы тестируем TES IV именно в режиме с включенным FP HDR.Как уже было отмечено в предыдущем обзоре, технология ATI CrossFireX в случаях с более чем двумя GPU ведёт себя в TES IV странно, демонстрируя большие скачки минимальной производительности в закрытых помещениях и небольшое падение средней производительности в сравнении с одиночным ATI Radeon HD 3870 X2. Zotac GeForce 9800 GX2 смотрится на этом фоне безупречно.Совсем иная картина наблюдается на открытой местности - первенство перехватывают многопроцессорные системы ATI, а от недостатка минимальной производительности начинает страдать Zotac GeForce 9800 GX2 – в разрешении 1920х1200 этот показатель падает ниже критической отметки и составляет всего 20 fps. В то же время, ATI 3-way CrossFireX вполне позволяет использовать даже разрешение 2560х1600. Можно считать, что этот раунд герои-соперники сегодняшнего обзора сыграли вничью.
Стратегии реального времени
Company of Heroes: Opposing Fronts
Новое дополнение Company of Heroes тестируется только в режиме DirectX 10, так как в нем достигается максимальный уровень детализации, а, следовательно, визуальное впечатление от игры наиболее полно.Увы, перед нами вновь один из тех случаев, когда результат проигрышен для обоих сторон. ATI 3-way CrossFireX не обеспечивает преимуществ по сравнению с одним ATI Radeon HD 3870 X2, а Zotac GeForce 9800 GX2 демонстрирует чрезвычайно низкую минимальную производительность. В результате, лучшим выбором продолжает оставаться именно ATI Radeon HD 3870 X2, позволяющий играть с полным комфортом в разрешении 1280х1024 и с относительным – в 1600х1200/1680х1050.
Command & Conquer 3: Tiberium Wars
Поскольку в игре присутствует ограничитель fps, рассматривать следует, в первую очередь, минимальную производительность.И Zotac GeForce 9800 GX2 и ATI 3-way CrossFireX одинаково хороши в разрешениях до 1920х1200 включительно. В 2560х1600 их минимальная производительность составляет уже менее 24 fps, но и в этом случае играть можно вполне успешно.
World in ConflictТрёхпроцессорная платформа ATI функционирует корректно, компенсируя провал производительности одиночного ATI Radeon HD 3870 X2, чего, однако, отнюдь недостаточно для обеспечения комфортной производительности. Zotac GeForce 9800 GX2 находится в несколько лучшем положении, однако и он едва опережает Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB.
При средней производительности на уровне 12-20 fps и меньше говорить о практическом использовании вышеупомянутых решений в World in Conflict, конечно же, не приходится.
Синтетические тесты
Futuremark 3DMark05Система ATI 3-way CrossFireX демонстрирует заметно лучший результат, нежели Zotac GeForce 9800 GX2, однако, как мы уже неоднократно заявляли, общий результат 3DMark05 представляет мало практической ценности в случае с современными высокопроизводительными графическими системами.В первом тесте продукту Zotac удаётся одержать небольшую победу в разрешении 2560х1600. В более низких разрешениях трёхчиповый комплекс ATI, располагающий меньшим количеством TMU (48 против 64) ни в чём не уступил новой разработке NvidiaВо втором тесте сколько-нибудь заметные различия также обнаружились лишь в 2560х1600, но на этот раз первенство осталось за системой ATI, значительно превосходящей решение Nvidia по чистой вычислительной мощности.Результаты третьего теста аналогичны тому, что можно было видеть в первом, однако здесь ATI 3-way CrossFireX уступила Zotac GeForce 9800 GX2 сильнее. Опять-таки, это касается только разрешения 2560х1600 – во всех остальных случаях был зафиксирован устойчивый паритет.
Futuremark 3DMark06Отставание Zotac GeForce 9800 GX2 от ATI 3-way CrossFireX составляет те же 6%-7%, что и в 3DMark05, но, в отличие от него, 3DMark06 позволяет получить более детальную информацию о производительности современных графических карт. Давайте воспользуемся этой возможностью.Как ни странно, именно в тестах SM2.0 Zotac GeForce 9800 GX2 уступает своему прямому сопернику наиболее значительно, несмотря на превосходство в количестве текстурных процессоров. Однако мы видим, что ей что-то мешает, поскольку результат почти не отличается от результата обычного Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB. В чём причина такого поведения, нам, к сожалению, неизвестно.В тестах SM3.0/HDR конкуренция более напряжённая, и ATI 3-way CrossFireX выигрывает с меньшим отрывом, но всё-таки выигрывает, так как эти тесты активно используют вычислительные мощности GPU, а в этой области решениям на базе RV670 пока нет равных.Результаты первого теста похожи на то, что мы видели в 3DMark05, но, поскольку тестовая сцена усложнена, Zotac GeForce 9800 GX2 выходит в лидеры быстрее, уже в разрешении 1920х1200, а в 2560х1600 – опережает соперника вдвое. Во втором тесте решение Nvidia также побеждает, но с меньшим отрывом в разрешении 2560х1600.Ситуация меняется на обратную в тестах SM3.0/HDR – здесь система ATI 3-way CrossFireX лидирует в обоих случаях. Лишь в первом тесте, в разрешении 2560х1600 Zotac GeForce 9800 GX2 удаётся соперничать с трёхпроцессорной системой ATI на равных. Во втором тесте отрыв последней существенно больше, так как в нём существенно меньше нагрузка на текстурные процессоры.
Заключение
Подытожив всё вышесказанное, мы можем сказать, что после годичного перерыва ATI, наконец-то, удалось выйти в один ценовой сектор с Nvidia, представив в нём решение ATI 3-way CrossFireX, которое хотя бы теоретически может конкурировать Nvidia GeForce 9800 GX2. Насколько успешной оказалась попытка конкуренции? Ответ на этот вопрос может дать сравнительная таблица:Очевидно, что победу или хотя бы ничью ATI праздновать рано – в большинстве тестов Nvidia GeForce 9800 GX2 оказался быстрее. Однако в пяти тестах из восемнадцати, включая обе версии 3DMark, платформе ATI удалось одержать победу, а ещё в трёх – показать равных с последней разработкой Nvidia результат. Не так уж плохо, учитывая мощную поддержку конкурента со стороны разработчиков игр, большую сложность программной поддержки трёхпроцессорного графического комплекса и отсутствие поддержки трёх GPU для OpenGL. Для искоренения этих недостатков ATI придётся активнее сотрудничать с разработчиками, а также отшлифовывать программную поддержку CrossFireX, но по крайней мере в теории, выбор у покупателя есть уже сейчас.
Впрочем, следует отметить, что выбор в пользу ATI CrossFireX требует от конечного пользователя более высокой квалификации, так как ему предстоит иметь дело с двумя отдельными графическими картами. Этот выбор также означает необходимость наличия системной платы, оснащённой двумя слотами PCI Express x16 и поддерживающей технологию CrossFire, равно как и более высокий уровень энергопотребления и тепловыделения. Иными словами, система ATI 3-way CrossFireX всё же существенно уступает Nvidia GeForce 9800 GX2 по своим потребительским качествам. У последнего есть один существенный недостаток – он не поддерживает мультимониторных конфигураций, однако, Nvidia вскоре обещает исправить и этот недочёт. Иными словами, хотя выбор у покупателя действительно есть, но на практике он является формальностью.
Рекомендовать ATI 3-way CrossFireX в качестве альтернативы Nvidia GeForce 9800 GX2 на сегодняшний день мы не можем. На наш взгляд, выбрать трёхпроцессорную платформу CrossFireX можно только в том случае, если вы являетесь ярым приверженцем продукции ATI. Во всех остальных случаях лучше остановить свой выбор на Nvidia GeForce 9800 GX2, который хотя и не лишен недостатков, но обладает более высоким уровнем производительности и существенно проще в установке и эксплуатации.
Что касается описанного в данном обзоре продукта Zotac, то о самой карте трудно сказать что-либо новое, поскольку она, как и все присутствующие на рынке модели GeForce 9800 GX2, представляет собой копию эталонной карты Nvidia, которая на сегодня является самым быстрым одиночным видеоадаптером, а, следовательно, и лучшим выбором для обеспеченного игрока.
Отдельного упоминания заслуживает забота о пользователе – Zotac включила в комплект поставки своего продукта полный набор необходимых переходников и адаптеров, дополнив её приятными бонусами в виде кабеля HDMI и полной версии игры Lost: Via Domus. В целом, Zotac GeForce 9800 GX2 является качественным продуктом. Если вы осведомлены об особенностях, свойственных современным двухпроцессорным графическим картам – он вас не разочарует.
Zotac GeForce 9800 GX2: достоинства и недостатки
Достоинства:
Лучшая производительность в играх при наличии программной оптимизации
Широкий выбор режимов FSAA
Великолепное качество анизотропной фильтрации
Аппаратная поддержка декодирования и пост-процессинга HD-видео
Поддержка вывода звука по HDMI
Поддержка PCI Express 2.0
Неплохой разгонный потенциал
Неплохая комплектация
Недостатки:
Производительность на уровне Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB в случае отсутствия программной поддержки SLI
Все недостатки, свойственные современным платформам multi-GPU
Отсутствие поддержки мультимониторных конфигураций в режиме SLI
Высокий уровень энергопотребления
Высокий уровень тепловыделения
Высокий уровень шума
Большие габариты
Большая масса
Высокая цена
Статейка спижена с overclockers.ru
Похожие новости:
Пара Sapphire HD 3870 дешевле HD 3870 X2, а тройка Sapphire HD 3870 дешевле GeForce 9800 GX2 Драйвера NVIDIA 186.18 ZOTAC GeForce GTX 285 — ускоритель с улучшенной системой охлаждения GeForce 9800 GX2: новые фотографии и данные о цене ZOTAC выпускает энергосберегающую видеокарту GeForce 9800GT Eco
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.