Опрос
Популярные статьи
Наш сухопутный город вряд ли может претендовать на звание кузницы кадров для военно-морского флота. Но именно в Харькове вырос один из самых знаменитых подводников времен Второй мировой войны.
Израиль Ильич Фисанович - герой-подводник, командир знаменитой "Малютки". Его биография пестрит словами "первый", "впервые", "один из первых": он первым в мире потопил вражеский корабль по акустическому пеленгу;первым из участников войны написал мемуары;одним из первых среди подводников получил звание Героя Советского Союза;стал самым молодым капитаном второго ранга в истории отечественного флота и одним из немногих советских моряков, получивших американский орден "Морской Крест".
Друзья и родные называли его Зорькой. В худом, подвижном и смышленом еврейском мальчишке, каких в Харькове - тысячи, будущий герой-подводник совершенно не угадывался. Семья Фисановичей тогда, в 20-х годах, жила в большом старом доме в самом конце Рымарской, рядом с Профсоюзным садом. Мать целыми днями работала, а Зорька, росший без отца, вместе с ватагой дружков лазил по крышам и деревьям, купался в Лопани до самых холодов и вел обычную бесшабашно-привольную жизнь городского мальчишки конца 20-х годов. Так было до тех пор, пока мать, собравшись со средствами, не повезла сыновей в Бердянск. Там Зорька впервые увидел море - многоцветное, изменчивое, грозное и ласковое одновременно. Там же он впервые увидел и военные корабли - и решил стать капитаном. Брату важно объяснил: суша - всего лишь 29 % поверхности, а все остальное - моря и океаны, плыви, куда хочешь! Зоре Фисановичу тогда было 12 лет.
Детство закончилось через 3 года. Семья остро нуждалась, а найти работу было серьезной проблемой. На бирже труда толпилась очередь безработных, и когда Фисановичу предложили пойти в фабрично-заводское училище при заводе "Серп и Молот", он не колебался. Быть слесарем-инструментальщиком на таком крупном предприятии - большое везение, и Фисанович с головой окунулся в новую жизнь. Учеба, практика, стенгазета, культпоходы в кино, субботники на Харьковском тракторном - и везде хрупкий и быстрый Зорька - организатор и лидер. Мечту о море он отложил на потом, не подозревая, что готовит ему судьба.
В мае 1932 года его вызвали в комитет комсомола и вручили путевку в подшефный военно-морской флот. Дальше было 4 года отличной учебы в Ленинградском военно-морском училище и 14 поощрений командования. В 1938 году он был назначен командиром подлодки М-84, а с началом войны принимает под свое командование М-172, знаменитую "Малютку".
Эту лодку ласково называли "Малюткой" не случайно: экипаж - всего лишь 18 человек, автономность плавания - 12 суток, вооружение -2 торпеды и одно артиллерийское 45-миллиметровое орудие. Многие сомневались в ее эффективности. Фисанович доказал обратное в первом же походе, потопив два вражеских корабля. Позже командир английской подлодки, рассмотрев карту этого похода, сказал: "Я вставил бы ее в рамку и повесил на стену своей каюты". После этого первого похода было еще 17 и 13 потопленных вражеских транспортов, ни одного промаха и ни одной неудавшейся атаки. Секрет успеха, казалось, был прост - подойти к врагу на минимальное расстояние и выпустить торпеду, но какой виртуозной точности, слаженности и личного мужества это требовало от командира и всего экипажа!
В свободное время Фисанович писал - естественно, о море, о боевых товарищах, о своей лодке. Обладая незаурядным литературным даром, он сумел обязательный "Исторический формуляр", который вели на каждой лодке, превратить в увлекательный рассказ о боевых подвигах своей "Малютки": "Вокруг лодки - вода, как кипяток, от взрывов глубинных бомб. Выскальзываем из-под киля вражеских кораблей. 324 мощных удара. 208 из них принесли повреждения. Лодка на ходу зализывает самые болезненные раны… На этот раз победить было легче, чем вернуться".
В июле 1943 года Фисановича назначили командиром дивизиона подводных лодок. М-172 ушла в поход без него - и не вернулась. Весь экипаж погиб. А весной 1944 года Фисановича командировали в Шотландию, где англичане должны были передать Советскому Союзу четыре трофейные подводные лодки типа В, их нужно было изучить и переправить своим ходом на советскую военную базу. 27 июля 1944 года подлодка В-1, которой командовал Фисанович, не вышла на связь. Место и точные обстоятельства ее гибели неизвестны. Герою Советского Союза И.И. Фисановичу не было и 30 лет.
В Киеве есть памятник подлодке М-172 и ее командиру. В Полярном и Кировограде есть улица имени Фисановича. В Харькове, на доме № 23 по улице Рымарской, где жил герой-подводник, установлена мемориальная доска.
Краткая биография.
Родился 23 ноября 1914 года в бедной еврейской семье в городе Елизаветграде (ныне город Кировоград, Украина).
Закончил фабpично-заводское yчилище в Харькове , работал на Хаpьковском тpактоpном заводе.
В 1932 году поступил в Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе.
В 1936-м ,по окончании училища, служит на подводных лодках Северного Флота.
В 1938 годy - назначен командиpом подлодки М-84 Северного Флота.
В 1941 году - назначен командиpом подлодки М-172.
Командир подлодки "М-172" бригады подлодoк Северного флота капитан-лейтенант Фисанович в августе-сентябре 1941 года, действуя на коммуникациях противника в Баренцевом море, потопил 3 вражеских транспорта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Фисановичу Израилю Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 658).
В июле 1943 года капитана 3-го ранга И.И. Фисановича назначили командиpом дивизиона подводных лодок.
Весной 1944 года капитана 2-го ранга И.И. Фисановича командиpовали в Великобританию, где англичане должны были пеpедать Советскомy Союзy в счет репараций с Италией четыpе английские подводные лодки подводные лодки типа В. Их нyжно было изyчить и пеpепpавить своим ходом на советскyю военнyю базy.
26 июля 1944 подлодка В-1, котоpой командовал Фисанович , вышла из британского порта Леруик и взяла курс на Полярный.
27 июля 1944 года подлодка не вышла на связь.
Место и точные обстоятельства ее гибели неизвестны (по одной из версий она была по ошибке потоплена британскими бомбардировщиками).
Награды:
орден Ленина
два ордена Красного знамени
орден Отечественной войны 1-й степени
орден США «Морской Крест»

Израиль Ильич Фисанович - герой-подводник, командир знаменитой "Малютки". Его биография пестрит словами "первый", "впервые", "один из первых": он первым в мире потопил вражеский корабль по акустическому пеленгу;первым из участников войны написал мемуары;одним из первых среди подводников получил звание Героя Советского Союза;стал самым молодым капитаном второго ранга в истории отечественного флота и одним из немногих советских моряков, получивших американский орден "Морской Крест".
Друзья и родные называли его Зорькой. В худом, подвижном и смышленом еврейском мальчишке, каких в Харькове - тысячи, будущий герой-подводник совершенно не угадывался. Семья Фисановичей тогда, в 20-х годах, жила в большом старом доме в самом конце Рымарской, рядом с Профсоюзным садом. Мать целыми днями работала, а Зорька, росший без отца, вместе с ватагой дружков лазил по крышам и деревьям, купался в Лопани до самых холодов и вел обычную бесшабашно-привольную жизнь городского мальчишки конца 20-х годов. Так было до тех пор, пока мать, собравшись со средствами, не повезла сыновей в Бердянск. Там Зорька впервые увидел море - многоцветное, изменчивое, грозное и ласковое одновременно. Там же он впервые увидел и военные корабли - и решил стать капитаном. Брату важно объяснил: суша - всего лишь 29 % поверхности, а все остальное - моря и океаны, плыви, куда хочешь! Зоре Фисановичу тогда было 12 лет.
Детство закончилось через 3 года. Семья остро нуждалась, а найти работу было серьезной проблемой. На бирже труда толпилась очередь безработных, и когда Фисановичу предложили пойти в фабрично-заводское училище при заводе "Серп и Молот", он не колебался. Быть слесарем-инструментальщиком на таком крупном предприятии - большое везение, и Фисанович с головой окунулся в новую жизнь. Учеба, практика, стенгазета, культпоходы в кино, субботники на Харьковском тракторном - и везде хрупкий и быстрый Зорька - организатор и лидер. Мечту о море он отложил на потом, не подозревая, что готовит ему судьба.
В мае 1932 года его вызвали в комитет комсомола и вручили путевку в подшефный военно-морской флот. Дальше было 4 года отличной учебы в Ленинградском военно-морском училище и 14 поощрений командования. В 1938 году он был назначен командиром подлодки М-84, а с началом войны принимает под свое командование М-172, знаменитую "Малютку".
Эту лодку ласково называли "Малюткой" не случайно: экипаж - всего лишь 18 человек, автономность плавания - 12 суток, вооружение -2 торпеды и одно артиллерийское 45-миллиметровое орудие. Многие сомневались в ее эффективности. Фисанович доказал обратное в первом же походе, потопив два вражеских корабля. Позже командир английской подлодки, рассмотрев карту этого похода, сказал: "Я вставил бы ее в рамку и повесил на стену своей каюты". После этого первого похода было еще 17 и 13 потопленных вражеских транспортов, ни одного промаха и ни одной неудавшейся атаки. Секрет успеха, казалось, был прост - подойти к врагу на минимальное расстояние и выпустить торпеду, но какой виртуозной точности, слаженности и личного мужества это требовало от командира и всего экипажа!
В свободное время Фисанович писал - естественно, о море, о боевых товарищах, о своей лодке. Обладая незаурядным литературным даром, он сумел обязательный "Исторический формуляр", который вели на каждой лодке, превратить в увлекательный рассказ о боевых подвигах своей "Малютки": "Вокруг лодки - вода, как кипяток, от взрывов глубинных бомб. Выскальзываем из-под киля вражеских кораблей. 324 мощных удара. 208 из них принесли повреждения. Лодка на ходу зализывает самые болезненные раны… На этот раз победить было легче, чем вернуться".
В июле 1943 года Фисановича назначили командиром дивизиона подводных лодок. М-172 ушла в поход без него - и не вернулась. Весь экипаж погиб. А весной 1944 года Фисановича командировали в Шотландию, где англичане должны были передать Советскому Союзу четыре трофейные подводные лодки типа В, их нужно было изучить и переправить своим ходом на советскую военную базу. 27 июля 1944 года подлодка В-1, которой командовал Фисанович, не вышла на связь. Место и точные обстоятельства ее гибели неизвестны. Герою Советского Союза И.И. Фисановичу не было и 30 лет.
В Киеве есть памятник подлодке М-172 и ее командиру. В Полярном и Кировограде есть улица имени Фисановича. В Харькове, на доме № 23 по улице Рымарской, где жил герой-подводник, установлена мемориальная доска.
Краткая биография.
Родился 23 ноября 1914 года в бедной еврейской семье в городе Елизаветграде (ныне город Кировоград, Украина).
Закончил фабpично-заводское yчилище в Харькове , работал на Хаpьковском тpактоpном заводе.
В 1932 году поступил в Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе.
В 1936-м ,по окончании училища, служит на подводных лодках Северного Флота.
В 1938 годy - назначен командиpом подлодки М-84 Северного Флота.
В 1941 году - назначен командиpом подлодки М-172.
Командир подлодки "М-172" бригады подлодoк Северного флота капитан-лейтенант Фисанович в августе-сентябре 1941 года, действуя на коммуникациях противника в Баренцевом море, потопил 3 вражеских транспорта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Фисановичу Израилю Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 658).
В июле 1943 года капитана 3-го ранга И.И. Фисановича назначили командиpом дивизиона подводных лодок.
Весной 1944 года капитана 2-го ранга И.И. Фисановича командиpовали в Великобританию, где англичане должны были пеpедать Советскомy Союзy в счет репараций с Италией четыpе английские подводные лодки подводные лодки типа В. Их нyжно было изyчить и пеpепpавить своим ходом на советскyю военнyю базy.
26 июля 1944 подлодка В-1, котоpой командовал Фисанович , вышла из британского порта Леруик и взяла курс на Полярный.
27 июля 1944 года подлодка не вышла на связь.
Место и точные обстоятельства ее гибели неизвестны (по одной из версий она была по ошибке потоплена британскими бомбардировщиками).
Награды:
орден Ленина
два ордена Красного знамени
орден Отечественной войны 1-й степени
орден США «Морской Крест»


Похожие новости:
Лего-шахматы "Звёздные Войны" 0019 СПМ-2 "Тигр", БТР-90, БТР-80А, СПМ-3 "Медведь" "Soviet Military Power" / "Советская Военная мощь" "Задний план". Подводная лодка "Народоволец"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.